О РИТЕЙЛ-АУДИТЕ



     О ритейл-аудите

      Концентрационная (кумулятивная, нарастающая) кривая продаж категории представляет собой графическое отображение кумулятивной зависимости объема продаж категории и численной дистрибуции.
      Для ее построения нам необходимо отразить накопленные продажи категории торговыми точками отсортированные от максимального до минимального значения.
      Как можно использовать концентрационную кривую? Во-первых, она позволяет определить какой процент магазинов отвечает за тот или иной объем продаж категории.
      Пример:

пример концентрационной (кумулятивной) кривой

      В этом случае ~19% торговых точек отвечают за 60% продаж категории.
      Строя концентрационные кривые вы на практике убедитесь, что у пресловутого правила Парето, когда 20% точек должны отвечать за 80% объема продаж, соотношение цифр далеко не всегда 20/80.:)
      Вы также можете сравнить кривые для разных рынков одной категории, разных категорий на одном рынке и определить, где рынок более сконцентрирован и какую вам выбирать стратегию развития на том или ином рынке. Вы, конечно, можете строить не только концентрационные кривые продаж категории, но и концентрационные кривые продаж своих брендов, сравнивать их с конкурентами и итд.
      Наверно, так кто-то и делает, но выглядит это больше, как красивая маркетинговая теория. Наиболее часто концентрационные кривые в ритейл-аудите используют просто для более корректного сравнения взвешенных дистрибуций и определения их эффективности.
      Из приведенного выше примера мы могли сделать вывод, не только о том, что 19% точек отвечают за 60% объема продаж категории, но и о том, что при 19% численной дистрибуции максимально возможное значение взвешенной дистрибуции составляет 60% и это будет достигнуто только в том случае, если будем выбирать торговые точки самым оптимальным образом с точки зрения продаж категории.
      Для определения настоящей эффективности взвешенной дистрибуции брендов при различных значениях численной дистрибуции нам потредуется не только очертить максимально возможный уровень взвешенной дистрибуции, но и минимально возможный уровень. Это возможно, если мы построим кривую, которая будет являться зеркальным отражением первой и для этого мы будем выстраивать торговые точки от минимального значения продаж и далее по возрастанию.

пример концентрационной (кумулятивной) кривой

      Именно отношение между фактическим значением взвешенной дистрибуции и максимально и минимально возможными значениями и позволяет рассчитать коэффициент эффективности дистрибуции:

пример концентрационной (кумулятивной) кривой

      Пример:

пример концентрационной (кумулятивной) кривой

      У бренда А показатель численной дистрибуции равен 40%, а показатель взвешенной дистрибуции составляет 60%, при этом для численной дистрибуции 40% максимально возможное значение взвешенной дистрибуции может составляет в 85,5%, а минимально возможное 5,5%. Те для бренда А показатель эффективности взвешенной дистрибуции будет равен (60%-5,5%)/(85,5%-5,5%)=54,5%/80%=0,681
      В тоже время бренд Б имеет следующие показатели: численная дистрибуция 70%, взвешенная 80%, максимально возможная взвешенная дистрибуция 96,6%, а минимально возможная 22,6%. Те для бренда В показатель эффективности взвешенной дистрибуции будет равен (80%-22,6%)÷(96,6%-22,6%) = 0,776.
      Те бренд Б имеет не только более высокий уровень дистрибуции, но его дистрибуция и более эффективна с точки зрения продаж категории.

      Концентрационную кривую нельзя построить просто используя базу ритейл-аудита. Практически ее может построить агентство проводящее исследование и имеющее данные по торговым точкам выборки или это возможно, если вам доступны продажи (вкл. продажи категории) торговых сетей по торговым точкам. Всем остальным пример расчета кривой с использованием данных панельного исследования поможет лучше разобраться в сущности концентрационной кривой и соответственно, как ее использовать.
      Пример: 6 панельных магазинов из двух проекционных групп. В этом примере приведен разбор случая, когда используется два различных проекционных фактора для точек панели (проекционный фактор продаж и проекционный фактор численной дистрибуции).

Номер магазинаПродажи категорииПроекционный фактор продажПроекционный фактор численной дистрибуции
110067
25067
37667
48254
51454
62654


      Из-за использования двух различных проекционных факторов нам необходимо рассчитать средние продажи на торговую точку после проведения проекции по формуле Продажи * Проекционный фактор продаж ÷ Проекционный фактор численной дистрибуции. И отсортировать значения по этому показателю.

Номер магазинаПродажи категорииПроекционный фактор продажПроекционный фактор численной дистрибуцииПродажи категории в среднем на один магазин после проекции
48254102.50
11006785.71
3766765.14
2506742.86
6265432.50
5145417.50


      Далее моделируем генеральную совокупность (юниверс) магазинов.

Номер панельного магазинаНомер магазина юниверсаПродажи категории в среднем на один магазин после проекцииДоля точки в общем объеме продаж категорииНакопленные продажи категорииВклад точки в численную дистрибуциюНакопленная численная дистрибуция
41102,505,2%5,2%3,0%3,0%
42102,505,2%10,4%3,0%6,1%
43102,505,2%15,6%3,0%9,1%
44102,505,2%20,9%3,0%12,1%
1585,714,4%25,2%3,0%15,2%
1685,714,4%29,6%3,0%18,2%
1785,714,4%33,9%3,0%21,2%
1885,714,4%38,3%3,0%24,2%
1985,714,4%42,7%3,0%27,3%
11085,714,4%47,0%3,0%30,3%
11185,714,4%51,4%3,0%33,3%
31265,143,3%54,7%3,0%36,4%
31365,143,3%58,0%3,0%39,4%
31465,143,3%61,3%3,0%42,4%
31565,143,3%64,6%3,0%45,5%
31665,143,3%67,9%3,0%48,5%
31765,143,3%71,3%3,0%51,5%
31865,143,3%74,6%3,0%54,5%
21942,862,2%76,7%3,0%57,6%
22042,862,2%78,9%3,0%60,6%
22142,862,2%81,1%3,0%63,6%
22242,862,2%83,3%3,0%66,7%
22342,862,2%85,5%3,0%69,7%
22442,862,2%87,6%3,0%72,7%
22542,862,2%89,8%3,0%75,8%
62632,501,7%91,5%3,0%78,8%
62732,501,7%93,1%3,0%81,8%
62832,501,7%94,8%3,0%84,8%
62932,501,7%96,4%3,0%87,9%
53017,500,9%97,3%3,0%90,9%
53117,500,9%98,2%3,0%93,9%
53217,500,9%99,1%3,0%97,0%
53317,500,9%100,0%3,0%100,0%
  1966,00    


      И как результат мы получим вот такую концентрационную кривую.

пример концентрационной (кумулятивной) кривой