О РИТЕЙЛ-АУДИТЕ



     О ритейл-аудите

      Какая проблема может возникнуть при использовании TDP (Total Distribution Points)? Этот показатель отлично отражает усилия работы сейлз команды, но далеко не всегда хорошо коррелирует с продажами.
      Запускается новое СКЮ, быстро выстраивается солидная дистрибуция, но СКЮ не оправдал возложенных на него ожиданий с точки зрения продаж, его средние продаж на точку слабые и общие продажи бренда не растут. Те получается определенное противоречие между ростом TDP (из-за запуска нового СКЮ) и стабильными продажами бренда (из-за низкого спроса на это новое СКЮ).
      Такое же противоречие может возникать если мы неожиданно решили драйвить дистрибуцию слабых СКЮ портфеля, TDP растет, а продажи бренда нет.

      А вот если вы хотите получить показатель дистрибуции отражающий изменение дистрибуции влияющей на продажи, то вы можете использовать показатель Двойной Взвешенной Дистрибуции (Double Weighted Distribution).

      Двойная Взвешенная Дистрибуция Бренда = (Взвешенная Дистрибуция Продукта 1 * Продажи на процент взвешенной дистрибуции Продукта 1 +…. + Взвешенная Дистрибуция Продукта N * Продажи на процент взвешенной дистрибуции Продукта N) / (Продажи на процент взвешенной дистрибуции Продукта 1 +…. + Продажи на процент взвешенной дистрибуции Продукта N)

      Те в качестве дополнительного взвешивающего фактора мы используем “Продажи на процент взвешенной дистрибуции”. И этот показатель считается следующим образом:

      Продажи / Взвешенную дистрибуцию

      Для того, чтобы показатель DWD эффективно отражал тренд развития дистрибуции бренда продажи на процент взвешенной дистрибуции должны быть зафиксированы и не меняться от периода к периоду. Как правило, выбирают продажи за весь изучаемый период.

      Пример:

 АпрМайИюнИюлАвгСенОктНоя
Взвешенная дистрибуция, Продукт 12020181820222526
Взвешенная дистрибуция, Продукт 21313121214141517
Взвешенная дистрибуция, Продукт 3101010109101010
Взвешенная дистрибуция, Продукт 400101214161516
Суммарная дистрибуция СКЮ (TDP)4343505257626569

Продажи, Продукт 120001980174617641960215625002600
Продажи, Продукт 2104010409369361092109211701309
Продажи, Продукт 3300300280290261290290290
Продажи, Продукт 400120120140144120144
Суммарные продажи бренда33403320308231103453368240804343


Продажи и TDP

      Как мы видим на этом примере, продажи и TDP не очень хорошо коррелирует между собой. При сильном увеличении TDP в Июне против Мая продажи в Июне упали против Мая. Причина - запуск нового СКЮ (Продукт 4), который сразу же достиг относительно высокой дистрибуции (равной дистрибуции Продукта 3), но имел достаточно низкие продажи относительно других продуктов этого бренда.

      Теперь рассчитаем Продажи на процент дистрибуции и Двойную Взвешенную дистрибуцию:

 АпрМайИюнИюлАвгСенОктНояАпр-Ноя
Продажи на процент дистрибуции, Продукт 11009997989898100100790
Продажи на процент дистрибуции, Продукт 28080787878787877627
Продажи на процент дистрибуции, Продукт 33030282929292929233
Продажи на процент дистрибуции, Продукт 40012101098958
Сумма продаж на процент дистрибуции2102092152152152142152151708

Двойная Взвешенная дистрибуция (DWD)15.415.414.414.516.117.218.920.2

      Двойная Взвшенная дистрибуция Июня = (18*790+12*627+10*233+10*58)/1708=14.4

Продажи и DWD

      Двойная взвешенная дистрибуция гораздо лучше коррелирует с продажами, чем TDP и способна учитывать оптимальным образом запуск новых СКЮ или рост дистрибуции слабых СКЮ. При этом, использование постоянных значений продаж на процент дистрибуции (не изменяющихся от периода к периоду) позволяет исключить влияние кратковременного изменения продаж на показатель Двойной Взвешенной дистрибуции.