О РИТЕЙЛ-АУДИТЕ



     О ритейл-аудите

      В ритейл-аудите, как правило, используется два показателя для уровня цен Price per Unit – цена за единицу объема и Price per Item – это цена за единицу продукции.
      Формула для расчета показателя цена за единицу объема (Price per Unit):

      Продажи бренда Х в деньгах/Продажи бренда Х в объеме

      Формула для расчета показателя цена за единицу продукции (Price per Item):

      Продажи бренда Х в деньгах /Продажи бренда Х в штуках

      Но скорее всего, вы не будете часто использовать эти формулы, за вас это делает агентство и предоставляет вам нужную информацию. Практическое использование может потребоваться, если вы захотите посчитать цену на продукт в агрегированном периоде (например: квартал, год)
      Как правильно оценить изменение цены, особенно если мы говорим о цене на бренд, категорию итд. С одной стороны все очень просто, мы можем сравнивать показатель Price per Unit, например, за два периода: Июнь 2017 и Июнь 2016 получим информацию насколько цена продажи бренда X в объемном выражении выросла за один год с Июня 2017 по Июнь 2016.
      Но, очень вероятно то что, вы получите будет отражать не только (и иногда не столько) изменение цен на полке на наименования изучаемого бренда, как изменение структуры продаж наименований данного бренда. Вот что я имею ввиду:

 Июн.16Июн.17Рост, %
Цена бренда Х, рублей за 1 литр46.0456.29+22.3%
Цена продукта Х 1литр ПЕТ, рублей за 1 литр30.0033.00+10.0%
Цена продукта Х 2литра ПЕТ, рублей за 1 литр20.0021.00+5.0%
Цена продукта Х 0,33литра стекло, рублей за 1 литр100.00105.00+5.0%

Продажи бренда Х, 1000 рублей7,696.009,570.00+24.4%
Продажи продукта Х 1литр ПЕТ, 1000 рублей2,580.002,640.00+2.3%
Продажи продукта Х 2литра ПЕТ, 1000 рублей750.00630.00-16.0%
Продажи Х 0,33литра стекло, 1000 рублей4,366.006,300.00+44.3%

Продажи бренда Х, 1000 литров167.16170.00+1.7%
Продажи продукта Х 1литр ПЕТ, 1000 литров86.0080.00-7.0%
Продажи продукта Х 2литра ПЕТ, 1000 литров37.5030.00-20.0%
Продажи Х 0,33литра стекло, 1000 литров43.6660.00+37.4%

      В этом примере цена на 1 литр продукции бренда Х выросла на 22,3% в июне 2017 против июня 2016 и это произошло на фоне того, что цены на все СКЮ данного бренда выросли на 5-10%. Причина в то, что произошло существенное изменение структуры продаж наименований внутри бренда. Наиболее дорогое наименование продукции “Продукт Х 0,33литра стекло” увеличил продажи на 37,4%, тогда как продажи более дешевых наименований “Продукт Х 1литр ПЕТ” и “Продукт Х 2литра ПЕТ ” существенно упали (-7% и -20% соответственно).
      Тоже самое происходит и с категорией, только на цену категории может оказывать влияние как непосредственно изменение цен и структуры упаковок, так и структура брендов. Доля дешевых брендов может расти или снижаться и из-за этого может снижаться или расти цена категории.
      Для того, чтобы оценить эффект от непосредственно изменения цен (исключая влияние изменения структуры) можно использовать индекс (формулу) Ласпейреса. В этом случае мы сравниваем цены текущего периода (р1) и базового (или предыдущего) периода (р0) при одинаковом объем продаж наименований (q0). По сути дела индекс Ласпейреса показывает, на сколько изменились цены в текущем периоде по сравнению с базовым, на объеме продаж базисного периода:

индекс Ласпейреса

,где продукция базового, цена текущего периода - это стоимость продукции реализованной в базовом (предыдущем) периоде по ценам текущего периода, стоимость базового периода - это фактическая стоимость продукции в базовом периоде
      Фактически на нашем примере, это может выглядеть следующим образом.

 Июн.16Июн.17Рост, %
Цена бренда Х, рублей за 1 литр46.0449.11+6.7%
Цена продукта Х 1литр ПЕТ, рублей за 1 литр30.0033.00+10.0%
Цена продукта Х 2литра ПЕТ, рублей за 1 литр20.0021.00+5.0%
Цена продукта Х 0,33литра стекло, рублей за 1 литр100.00105.00+5.0%

Продажи бренда Х, 1000 рублей7,696.008,209.80+6.7%
Продажи продукта Х 1литр ПЕТ, 1000 рублей2,580.002,838.00+10.0%
Продажи продукта Х 2литра ПЕТ, 1000 рублей750.00787.50+5.0%
Продажи Х 0,33литра стекло, 1000 рублей4,366.004,584.30+5.0%

Продажи бренда Х, 1000 литров167.16167.16+0.0%
Продажи продукта Х 1литр ПЕТ, 1000 литров86.0086.00+0.0%
Продажи продукта Х 2литра ПЕТ, 1000 литров37.5037.50+0.0%
Продажи Х 0,33литра стекло, 1000 литров43.6643.66+0.0%

      Как мы видим используя формулу Ласпейреса цены на бренд Х выросли на 6,7%.
      Индекс Ласпейреса широко используется статистическими агентствами разных стран для расчета индекса цен, это наиболее популярный подход для расчета индекса цен. Прежде всего из-за того, что он позволяет это сделать оперативно, до получения данных о продажах текущего периода.
      Другой метод, который мне нравится больше, опирается на использование индекса (формулы) Пааше. Индекс Пааше показывают, на сколько изменились цены в текущем периоде по сравнению с базовым, на объеме продаж текущего периода:

индекс Пааше

,где стоимость текущего периода - это фактическая стоимость продукции в текущем периоде, продукция текущего, цена базового периода - это стоимость продукции реализованной в текущем периоде по ценам базового (предыдущего) периода
      С моей точки зрения, для анализа данных ритейл-аудита лучше использовать формулу Пааше, так как нам доступны данные о продажах текущего периода. И в нашем случае результат будет выглядеть следующим образом:

 Июн.16Июн.17Рост, %
Цена бренда Х, рублей за 1 литр52.9456.29+6.3%
Цена продукта Х 1литр ПЕТ, рублей за 1 литр30.0033.00+10.0%
Цена продукта Х 2литра ПЕТ, рублей за 1 литр20.0021.00+5.0%
Цена продукта Х 0,33литра стекло, рублей за 1 литр100.00105.00+5.0%

Продажи бренда Х, 1000 рублей9,000.009,570.00+6.3%
Продажи продукта Х 1литр ПЕТ, 1000 рублей2,400.002,640.00+10.0%
Продажи продукта Х 2литра ПЕТ, 1000 рублей600.00630.00+5.0%
Продажи Х 0,33литра стекло, 1000 рублей6,000.006,300.00+5.0%

Продажи бренда Х, 1000 литров170.00170.00+0.0%
Продажи продукта Х 1литр ПЕТ, 1000 литров80.0080.00+0.0%
Продажи продукта Х 2литра ПЕТ, 1000 литров30.0030.00+0.0%
Продажи Х 0,33литра стекло, 1000 литров60.0060.00+0.0%

      Как мы видим используя формулу Пааше цены на бренд Х выросли на 6,3%.
      Как правило (но не всегда:) индекс Ласпейреса несколько завышает рост цен, а индекс Пааше его занижает. И если очень хочется, то можно посчитать индекс Фишера, который представляет собой геометрическую среднюю из индекса Ласпейреса и индекса Пааше. Он позволяет усреднить значение обоих индексов и найти, так называемую, золотую середину:

индекс Фишера

      Этот индекс в известной мере усредняет показатели, тем самым нивелирует недостатки того и другого индекса.
      Однако, я не предлагаю вам использовать данный индекс, из-за дополнительного расчета и сложности с физической интерпретацией полученного результата. Возможно, он понадобиться, только если вам потребуется анализировать тренды данных за длительный период времени и они будут сильно расходиться для первых двух индексов.
      З.Ы. А что делать с новым продуктом при использовании индекса Пааше (когда нет цены на этот продукт в предыдущем периоде) или со старым продуктом ушедшим с рынка при использовании метода Ласпейреса (когда нет цены в текущем периоде на этот продукт). Я бы пытался смоделировать на него цену на основании динамики цены подобного продукта, который имеет похожие характеристики или которого он мог бы заменить. В самом крайнем случае, этот продукт можно убрать из расчета.