О РИТЕЙЛ-АУДИТЕ



сезонность     О ритейл-аудите

      Cезонность, это влияние различных факторов на изучаемый признак повторяющиеся с определенной периодичностью.
      Под сезонностью может подразумеваться множество факторов, например:
      Таргетирование сейлз команды на выполнение квартальных KPI приводит к существенному росту продаж в последний месяц квартала или сезонный весенний рост продаж на категорию мороженное (не имеющий точной привязки к дате, а очень сильно зависящий от температуры) или рост спроса на каши в период поста (повторяющийся каждый год, но имеющий смещение по датам).
      Периодичность повторения факторов влияния может быть различна. Желание выполнить месячный план продаж повторяется в конце каждого месяца и оказывает влияние на рост продаж в конце месяца, желание выполнять квартальный план продаж приводит к росту продаж в конце квартала и повторяется каждый квартал, тоже самое с годовыми планами.
      Наиболее эффективным методом для исключения сезонности является рассчет и исключение коэффициентов сезонности.
      Пример с использованием 12-ти месячной скользящей средней:
ПериодПродажи категории Y, 1000 литров12-ти месячная скользящая средняя продаж категории Y, 1000 литровОтношение фактических продаж к средней, %Коэффициенты сезонности, %Продажи категории Y с исключенной сезонностью, 1000 литров
12.20124540,0  4721,3
01.20134350,4  4456,2
02.20133769,3  4648,2
03.20134268,7  4610,8
04.20134414,5  4715,0
05.20135069,8  4984,9
06.20135334,14897,0108,9% 5053,6
07.20135879,74923,8119,4% 5190,3
08.20135724,14972,2115,1% 4930,9
09.20135267,94999,8105,4% 4860,2
10.20135150,75053,6101,9% 5028,5
11.20134994,25111,297,7% 5167,0
12.20134862,45151,194,4%5056,5
01.20144931,65176,195,3%5051,5
02.20144100,35199,878,9%5056,4
03.20144914,45264,993,3%5308,3
04.20145105,05347,095,5%5452,5
05.20145548,95401,6102,7%5456,0
06.20145633,75435,7103,6%5337,5
07.20146163,95493,4112,2%5441,2
08.20146505,45557,7117,1%5603,9
09.20146253,65613,0111,4%5769,7
10.20145806,35640,6102,9%5668,6
11.20145403,15651,995,6%5590,1
12.20145554,35671,897,9%5776,0
01.20155703,75705,2100,0%97,6%5842,5
02.20154763,55716,883,3%81,1%5874,4
03.20155245,35712,891,8%92,6%5665,7
04.20155240,65710,091,8%93,6%5597,3
05.20155788,55749,6100,7%101,7%5691,7
06.20156034,05797,4104,1%105,6%5716,7
07.20156302,85823,7108,2%113,3%5563,8
08.20156457,6116,1%5562,8
09.20156220,1108,4%5738,7
10.20156281,3102,4%6132,3
11.20155977,496,7%6184,2
12.20155869,396,2%6103,7


      Коэффициенты сезонности считаются как среднее отношение фактических данных к 12-ти месячной скользящей средней для соответствующего месяца. Например, для Марта 92,6% (это среднее между мартом 2014 и мартом 2015 или между 93,3% и 91,8%)
коэффициенты сезонности

      В качестве метода для оценки тенденции и очистки от сезонности можно использовать динамику отношения продаж к соответствующему периоду прошлого года.
      Пример:
отношение продаж против прошлого года
      Но, в данном случае достаточно сложно понять (в отличие от метода с использованием коэффициентов сезонности) какие изменения происходят месяц к месяцу, например на рост показателя в 11.2015 (до 7%) повлияло не только изменение продаж в ноябре 2015, но и в ноябре 2014 против октября 2014. Так же стоит помнить, что на изменение отношения марта 2015 к марту 2014, это не только результат самого марта 2015, а именно результат с марта 2014 по март 2015. На март 2015 впрямую оказывают влияние события, происходившие за весь период с марта 2014 (например, если бы вы не подписали сеть в феврале 2015, у вас бы не было ее продаж в марте 2015 и соответствующего роста к марту 2014).