О РИТЕЙЛ-АУДИТЕ
Cезонность, это влияние различных факторов на изучаемый признак повторяющиеся с определенной периодичностью.
Под сезонностью может подразумеваться множество факторов, например:
Таргетирование сейлз команды на выполнение квартальных KPI приводит к существенному росту продаж в последний месяц квартала или сезонный весенний рост продаж на категорию мороженное (не имеющий точной привязки к дате, а очень сильно зависящий от температуры) или рост спроса на каши в период поста (повторяющийся каждый год, но имеющий смещение по датам).
Периодичность повторения факторов влияния может быть различна. Желание выполнить месячный план продаж повторяется в конце каждого месяца и оказывает влияние на рост продаж в конце месяца, желание выполнять квартальный план продаж приводит к росту продаж в конце квартала и повторяется каждый квартал, тоже самое с годовыми планами.
Наиболее эффективным методом для исключения сезонности является рассчет и исключение коэффициентов сезонности.
Пример с использованием 12-ти месячной скользящей средней:
Период | Продажи категории Y, 1000 литров | 12-ти месячная скользящая средняя продаж категории Y, 1000 литров | Отношение фактических продаж к средней, % | Коэффициенты сезонности, % | Продажи категории Y с исключенной сезонностью, 1000 литров |
12.2012 | 4540,0 | | | | 4721,3 |
01.2013 | 4350,4 | | | | 4456,2 |
02.2013 | 3769,3 | | | | 4648,2 |
03.2013 | 4268,7 | | | | 4610,8 |
04.2013 | 4414,5 | | | | 4715,0 |
05.2013 | 5069,8 | | | | 4984,9 |
06.2013 | 5334,1 | 4897,0 | 108,9% | | 5053,6 |
07.2013 | 5879,7 | 4923,8 | 119,4% | | 5190,3 |
08.2013 | 5724,1 | 4972,2 | 115,1% | | 4930,9 |
09.2013 | 5267,9 | 4999,8 | 105,4% | | 4860,2 |
10.2013 | 5150,7 | 5053,6 | 101,9% | | 5028,5 |
11.2013 | 4994,2 | 5111,2 | 97,7% | | 5167,0 |
12.2013 | 4862,4 | 5151,1 | 94,4% | | 5056,5 |
01.2014 | 4931,6 | 5176,1 | 95,3% | | 5051,5 |
02.2014 | 4100,3 | 5199,8 | 78,9% | | 5056,4 |
03.2014 | 4914,4 | 5264,9 | 93,3% | | 5308,3 |
04.2014 | 5105,0 | 5347,0 | 95,5% | | 5452,5 |
05.2014 | 5548,9 | 5401,6 | 102,7% | | 5456,0 |
06.2014 | 5633,7 | 5435,7 | 103,6% | | 5337,5 |
07.2014 | 6163,9 | 5493,4 | 112,2% | | 5441,2 |
08.2014 | 6505,4 | 5557,7 | 117,1% | | 5603,9 |
09.2014 | 6253,6 | 5613,0 | 111,4% | | 5769,7 |
10.2014 | 5806,3 | 5640,6 | 102,9% | | 5668,6 |
11.2014 | 5403,1 | 5651,9 | 95,6% | | 5590,1 |
12.2014 | 5554,3 | 5671,8 | 97,9% | | 5776,0 |
01.2015 | 5703,7 | 5705,2 | 100,0% | 97,6% | 5842,5 |
02.2015 | 4763,5 | 5716,8 | 83,3% | 81,1% | 5874,4 |
03.2015 | 5245,3 | 5712,8 | 91,8% | 92,6% | 5665,7 |
04.2015 | 5240,6 | 5710,0 | 91,8% | 93,6% | 5597,3 |
05.2015 | 5788,5 | 5749,6 | 100,7% | 101,7% | 5691,7 |
06.2015 | 6034,0 | 5797,4 | 104,1% | 105,6% | 5716,7 |
07.2015 | 6302,8 | 5823,7 | 108,2% | 113,3% | 5563,8 |
08.2015 | 6457,6 | | | 116,1% | 5562,8 |
09.2015 | 6220,1 | | | 108,4% | 5738,7 |
10.2015 | 6281,3 | | | 102,4% | 6132,3 |
11.2015 | 5977,4 | | | 96,7% | 6184,2 |
12.2015 | 5869,3 | | | 96,2% | 6103,7 |
Коэффициенты сезонности считаются как среднее отношение фактических данных к 12-ти месячной скользящей средней для соответствующего месяца. Например, для Марта 92,6% (это среднее между мартом 2014 и мартом 2015 или между 93,3% и 91,8%)
В качестве метода для оценки тенденции и очистки от сезонности можно использовать динамику отношения продаж к соответствующему периоду прошлого года.
Пример:
Но, в данном случае достаточно сложно понять (в отличие от метода с использованием коэффициентов сезонности) какие изменения происходят месяц к месяцу, например на рост показателя в 11.2015 (до 7%) повлияло не только изменение продаж в ноябре 2015, но и в ноябре 2014 против октября 2014. Так же стоит помнить, что на изменение отношения марта 2015 к марту 2014, это не только результат самого марта 2015, а именно результат с марта 2014 по март 2015. На март 2015 впрямую оказывают влияние события, происходившие за весь период с марта 2014 (например, если бы вы не подписали сеть в феврале 2015, у вас бы не было ее продаж в марте 2015 и соответствующего роста к марту 2014).