О РИТЕЙЛ-АУДИТЕ



     О ритейл-аудите

      Показатель 'Суммарная дистрибуция СКЮ' бренда или TDP (Total Distribution Points) отражает суммарное развитие дистрибуции бренда и включает, как горизонтальную дистрибуцию или широту дистрибуции (дистрибуцию бренда), так и вертикальную дистрибуцию или глубину дистрибуции(среднее количество СКЮ). 'Суммарная дистрибуция СКЮ' или TDP рассчитывается, как сумма дистрибуции всех СКЮ включенных в бренд.
       Возможно рассчитывать данный показатель, как для Численной, так и для Взвешенной дистрибуций.

Дистрибуция
Бренд Х90%
Продукт Х 1литр ПЕТ80%
Продукт Х 2литра ПЕТ70%
Продукт Х 0,33литра стекло30%

      'Суммарная дистрибуция СКЮ' или TDP бренда Х = 80% + 70% + 30%= 180%; Дистрибуция бренда Х = 90%; Среднее количество СКЮ бренда Х = 180%/90% = 2
      Те показатель 'Суммарная дистрибуция СКЮ' или TDP может быть представлен, как Дистрибуция бренда * Сренее количество СКЮ бренда
      Используя данный показатель в качестве основного KPI для сейлз команды вы можете быть уверенны, что команда будет заинтересована и развивать дистрибуцию в новых торговых точках и не забудет про развитие дистрибуции в уже существующих точках и зонах покрытия.

      Но, не только для полноценного мотивирования сейл команды может быть использован этот замечательный показатель.
      Очень часто при общении с ритейлерами нам приходится биться за место на полке, доказывая, что наш продукт имея соответствующую долю на рынке достоин иметь гораздо большую долю на полке магазина. И тут мы понимаем насколько важно иметь информацию не только о доле на рынке, но и о доле на полке магазинов. Несомненно, аудит торговых точек с целью получения информации о доли полки является идеальным инструментом. Но, это дорогой инструмент, очень мало агентств, которые проводят синдицированные исследования полок магазинов, стоимость данной информации становится очень высокой и главное очень сложно получить достоверную, не искаженную и в тоже время оперативную информация по этому показателю. Информацию, который будут доверять все игроки на рынке.
      В этой связи 'Суммарная дистрибуция СКЮ' или TDP может являться замечательной альтернативой доле на полке магазина. Конечно, при условии, что все СКЮ в категории имеют приблизительно одинаковое количество фейсингов или по крайней мере есть уверенность, что количество СКЮ должно влиять на продажи и в вашей категории.
      Начать стоит с показателя Объем продаж на процент 'Суммарная дистрибуция СКЮ' или TDP.

Объем продаж, штукиСуммарная дистрибуция СКЮ или TDPОбъем продаж на TPD
Бренд А30 00050600
Бренд Б75 00090833,3
Бренд В141 0001071 317,8
Бренд Г35 60060593,3
Категория281 600307917,3


      В данном примере, Бренд В имеет наибольшую отдачу продаж на 1% дистрибуции СКЮ и является наиболее привлекательным из брендов категории для листинга в торговую сеть (или расширения портфеля).

      Вы также можете считать не только TDP для каждого отдельного бренда, но и долю 'Суммарной дистрибуции СКЮ' или TDP. И сравнивать эту долю с другими показателями.

      Пример:

Объем продаж, рублиОбъем продаж, штукиСуммарная дистрибуция СКЮ или TDP
Бренд А1 200 00030 00050
Бренд Б3 750 00075 00090
Бренд В2 820 000141 000107
Бренд Г356 00035 60060
Категория8 126 000281 600307


      Рассчитываем доли для каждого из показателей.

Доля в денежном выраженииДоля в объеме продажДоля cумарной дистрибуции СКЮ или Доля TDP
Бренд А14,8%10,7%16,3%
Бренд Б46,1%26,6%29,3%
Бренд В34,7%50,1%34,9%
Бренд Г4,4%12,6%19,5%
Категория100%100%100%


      На основании долей мы можем рассчитать индекс производительности для денежного выражения и для объема продаж относительно TDP.

      Индекс производительности объема продаж = Доля объема продаж / Доля TDP

      Например, для Бренда А индекс производительности объема продаж будет равен 10,7%/16,3% = 0,65

Доля в денежном выраженииДоля в объеме продажДоля cумарной дистрибуции СКЮ или Доля TDPИндекс производительности в денежном выражении продажИндекс производительности в объеме продаж
Бренд А14,8%10,7%16,3%0,910,65
Бренд Б46,1%26,6%29,3%1,570,91
Бренд В34,7%50,1%34,9%1,001,44
Бренд Г4,4%12,6%19,5%0,220,65
Категория100%100%100%11


      Бренд Б - это великолепный премиальный бренд у которого есть большой потребительский спрос и он является наиболее эффективным брендом в этой категории с точки зрения продаж в денежном выражении.
      Бренд В также очень интересен, он не столь эффективен в денежном выражении, как бренд Б, но эффективен в объеме продаж, те генерит очень существенный поток покупателей.
      Бренды А и Г не столько интересны и являются первыми кандидатами на сокращение линейки СКЮ.
      В зависимости от специфики категории, для вашего расчета и сопоставления с долей TDP вы можете использовать как расчет доли в объеме продаж в штуках, так и долю в литрах. Но, доля в штуках продаж предпочтительна.