О РИТЕЙЛ-АУДИТЕ


     О ритейл-аудите

      Существует два типа получения данных ритейл-аудита (ручной с посещением торговых точек и электронный) и у обоих этих типов сбора данных очень заметная разница в задержке отражения продаж.

      Ручной. На примере ниже мы рассмотрим вариант, когда данные репортируются на ежемесячный основе.
      Если данные репортируются на ежемесячной основе, то и торговые точки должны посещаться на ежемесячной основе, так и происходит в большинстве случаев. Но, в тоже время не существует возможности посещать все торговые точки 31-го числа каждого месяца, так чтобы репортируемые продажи из этих точек попадали аккуратно на этот месяц. В случае с ручным методом сбора информации в ритейл-аудите это физически невозможно, да и экономически абсолютно не целесообразно. Аудиторы работают целый месяц, а не один день в месяце. Те торговые точки для аудита распределяются равномерно в течении месяца. И первые точки относящиеся к периоду аудита июнь будут посещены уже 1-го июня, а продажи из этих точек, которые будут отнесены к июню, будут считаться как закупки с 2-го мая по 1-июня плюс остатки на 1 мая минус остатки на 1 июня (как в таблице ниже)

ОстаткиЗакупкиОстатки
1 мая2 мая- 1 июн1 июн

      И можно говорить, что продажи будут на 30/31 это продажи мая и только на 1/31 как продажи самого июня.
Следующий день и следующие точки будут иметь вот такую картину:

ОстаткиЗакупкиОстатки
2 мая3 мая- 2 июн2 июн

      У них уже на май будет приходиться 29/31 продаж, а на июнь 2/31. Итд в плоть до 30 июня

ОстаткиЗакупкиОстатки
30 мая31 мая- 30 июн30 июн

      В этот день на май будет приходиться 1/31 продаж точек, а на июнь 30/31. Резюмируя можно сказать, что в идеальном случае продажи точек проаудированных в июне будут равномерно распределены между маем и июнем. Те задержка половина месяца.
      Но, это в идеальной ситуации, а в реальности не удается посещать все точки строго по графику, часть точек может не работать в момент посещения, может отсутствовать контактное лицо на рабочем месте, сотрудник болеет, в целом существует много причин. Еще иногда агентства пытаясь оставить себе больше времени на обработку данных завершают период раньше конца месяца. Есть еще практика копирования данных из предыдущих периодов тех точек, которые выпадают из панели, но не могут быстро быть заменены на новые. Поэтому возможны сдвиги и может так получиться, что в некоторых месяцах задержка между данными ручного аудита и продажами через кассы составит около одного месяца.
      Электронный. Какая возможна задержка при электронном сборе информации? Не такая существенная, как при ручном сборе, но тоже возможна.
      Если у вас месячный период аудита, а сети предоставляют данные на еженедельной основе, то ваши месячные данные будут получены из этих недельных, а недели не часто начинаются 1-го числа месяца и заканчиваются 31-го. Есть сети, где неделя начинается с понедельника, но есть и такие кто начинает неделю с воскресенья. Впрочем, из-за этого отклонение возможно только в несколько дней. Гораздо сильнее может влиять копирование точек из предыдущего периода и желание агентства закончить месяц раньше, чтобы иметь больше времени на обработку.

      Естественно, для каждой категории и даже для каждого продукта задержка в отражении данных ритейл-аудита может существенно различаться, и будет завить от того, как устроена дистрибуционная цепочка в компании производителе/дистрибьюторе и от распределения продаж между каналами современной и традиционной торговли.
      Как определить какова задержка для продаж именно вашей категории? Для этого следует сравнить продажи вашего продукта/группы продуктов полученные по данным ритейл-аудита с отгрузками производителя в торговые точки и/или оптовый канал.

      Методом нескольких итераций мы можем определить, при какой задержке в данных ритейл-аудита существует более сильная корреляция с отгрузками производителя.
      Ниже вы увидите продажи производителя и данные ритейл-аудита по бренду X:


      Рассчитываем коэффициент корреляции между двумя трендами без всяких итераций. В данном случае он равен 0,65.

      Делаем сдвиг продаж ритейл-аудита на один месяц назад (в принципе можно сдвинуть продажи производителя на один месяц вперед, результат будет таким же).
задержка данных ритейл-аудита

      И вновь считаем коэффициент корреляции, результат 0,90. Собственно это и наглядно на графике видно, что есть очень высокая корреляция между двумя трендами.
      Делаем следующую итерацию, сдвигаем продажи ритейл-аудита еще на один месяц, те будет уже на два от первоначального графика.
задержка данных ритейл-аудита с лагом в 2 месяца

      И вновь рассчитываем коэффициент корреляции. Результат в этот раз 0,53.
      Из трех проведенных итераций наибольший коэффициент корреляции (отражающий линейную связь) 0,90 при сдвиге данных ритейл-аудита на 1 месяц, те задержка данных ритейл-аудита составляет 1 месяц для продаж бренда Х.