О РИТЕЙЛ-АУДИТЕ
YTD (Year to Date) и MAT (Moving Annual Total)
YTD – это период с 1-го Января по текущую дату. Упоминая Продажи YTD Май’15 имеют ввиду продажи с Января по Май 2015 (за Январь, Февраль, Март, Апрель и Май). Данный показатель может достаточно широко применяется. Когда мы сравниваем продажи YTD этого года с соответствующим периодом прошлого года, то мы получаем оценку годового тренда.
Пример:
Продажи бренда G | Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Иню | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек |
2014 | 5 | 4 | 7 | 8 | 10 | 15 | 16 | 12 | 10 | 7 | 6 | 9 |
2015 | 7 | 7 | 10 | 13 | 15 | 21 | 22 | 18 | 17 | 15 | 12 | 15 |
2014 YTD | 5 | 9 | 16 | 24 | 34 | 49 | 65 | 77 | 87 | 94 | 100 | 109 |
2015 YTD | 7 | 14 | 24 | 37 | 52 | 73 | 95 | 113 | 130 | 145 | 157 | 172 |
рост против прошлого года | 40% | 56% | 50% | 54% | 53% | 49% | 46% | 47% | 49% | 54% | 57% | 58% |
В данном примере, YTD Май'15 растет на 53% против прошлого года. Также можно сравнивать, например, Долю наименования YTD c плановыми годовыми показателями и понимать, как в настоящий момент мы идем относительно плана. Для сравнения с плановыми показателями применяется и показатель YTG (Year to Go), те продажи с начала следующего месяца до конца года. YTG Сен'15 это сумма продаж Октября, Ноября и Декабря 2015. Наглядный рассчет:
Продажи бренда G | Янв | Фев | Мар | Апр | Май | Иню | Июл | Авг | Сен | Окт | Ноя | Дек |
2014 | 5 | 4 | 7 | 8 | 10 | 15 | 16 | 12 | 10 | 7 | 6 | 9 |
2015 | 7 | 7 | 10 | 13 | 15 | 21 | 22 | 18 | 17 | 15 | 12 | 15 |
2014 YTG | 104 | 100 | 93 | 85 | 75 | 60 | 44 | 32 | 22 | 15 | 9 | 0 |
2015 YTG | 165 | 158 | 148 | 135 | 120 | 99 | 77 | 59 | 42 | 27 | 15 | 0 |
рост против прошлого года | 59% | 58% | 59% | 59% | 60% | 65% | 75% | 84% | 91% | 80% | 67% | |
Те мы видим, что для периода YTG Окт'14 будет равно продажи Ноября и Декабря 2014, а именно 6+9=15.
Продажи бренда L | YTD | YTG | Год |
2014 | 350 | 700 | 1050 |
2015 план | 450 | 900 | 1350 |
2015 план против 2014 | 28,6% | 28,6% | 28,6% |
2015 факт/прогноз | 400 | 950 | 1350 |
2015 факт/прогноз против 2014 | 14,3% | 35,7% | 28,6% |
На примере продаж бренда L можно с использованием YTD и YTG легко сделать вывод о реалистичности планов до конца года при текущем тренде и о возможной необходимости применения дополнительных ресурсов. В период YTD мы выросли на 14,3% против прошлого года, для того, чтобы выполнить план в 1350 нам необходимо резко увеличить темп роста до 35,7% до конца года и это при том, что ранее мы планировали рост в 28,6% на этот период.
MAT – Скользящая годовая сумма. Если упомянуто MAT May’15, то имеется ввиду продажи с Июня 2014 по Май 2015 года. Использование MAT позволяет наиболее простым способом исключать влияние сезонности при оценке тренда изучаемого показателя.
Пример:
Период | Продажи бренда Х, 1000 литров | МАТ продажи бренда Х, 1000 литров |
12.2013 | 1000,0 | |
01.2014 | 949,0 | |
02.2014 | 823,4 | |
03.2014 | 997,5 | |
04.2014 | 1056,8 | |
05.2014 | 1119,6 | |
06.2014 | 1238,9 | |
07.2014 | 1345,7 | |
08.2014 | 1305,2 | |
09.2014 | 1256,2 | |
10.2014 | 1386,7 | |
11.2014 | 1251,0 | 13729,9 |
12.2014 | 1383,8 | 14113,7 |
01.2015 | 1388,7 | 14553,4 |
02.2015 | 1008,9 | 14739,0 |
03.2015 | 1234,1 | 14975,5 |
04.2015 | 1187,9 | 15106,7 |
05.2015 | 1286,4 | 15273,6 |
06.2015 | 1334,4 | 15369,1 |
07.2015 | 1300,1 | 15323,5 |
08.2015 | 1265,4 | 15283,7 |
09.2015 | 1295,1 | 15322,6 |
10.2015 | 1362,7 | 15298,6 |
11.2015 | 1344,3 | 15391,9 |
12.2015 | 1257,4 | 15265,5 |
В данном случае MAT тренд очень хорошо отражает растущий тренд продаж бренда Х до середины 2014, потом продажи не менялись и были стабильны.