О РИТЕЙЛ-АУДИТЕ



анализ покрытия     О ритейл-аудите

      Анализ покрытия (coverage analysis), это сравнение данных ритейл-аудита о продажах и отгрузки производителя в торговые точки и/или в оптовый канал. Основной целью анализа покрытия является проверка качества данных ритейл-аудита и определения ограничений, которые вам необходимо будет учитывать при анализе результатов ритейл-аудита. Непосредстванной целью процедуры является получение информации, как собственно об уровне покрытия (какова доля продаж отражена в данных ритейл-аудита), о динамике его изменения и о задержке (lag) в отражении отгрузок производителя в данных ритейл-аудита.
      Подготовка к анализу покрытия. Анализ имеет смысл производить как для бренда в целом, так и для отдельных наименований продукции. Анализ на уровне наименований продукции часто позволяет выявлять системные ошибки ритейл-аудита, в частности ошибки кодировки. С проведением анализа на уровне отдельных городов и регионов надо быть более аккуратным и учитывать возможные перемещения продукта между регионами, которые могут быть сделаны сетями и/или оптовиками. Иногда имеет смысл предварительно исключать из отгрузок продажи в каналы, которые не покрываются данными ритейл-аудита (например, АЗС или Хорека), но это стоит делать только если вы на 100% уверены, что можете сделать это корректно.
      Начать стоит с определения периода задержки в отражении отгрузок. Причин задержки отражения отгрузок производителя в данных ритейл-аудита несколько. Прежде всего задержка, возникающая между отгрузкой товара торговой точке и/или оптовику до продажи с полки магазина. Другим несомненным фактором является возникновение задержки в следствии ограничений методологии ритейл-аудита, это подробно описано в разделе "Период аудита" здесь.
      Пример определения периода задержки с использованием коэффициентов корреляции:
ПериодПродажи бренда Х, 1000 литров, данные ритейл-аудитаПродажи бренда Х, 1000 литров, отгрузки производителяПродажи бренда Х, 1000 литров, отгрузки производителя, сдвиг +1Продажи бренда Х, 1000 литров, отгрузки производителя, сдвиг +2
10.2013 1634,1  
11.2013 1379,11634,1 
12.20131000,01529,61379,11634,1
01.2014949,01020,81529,61379,1
02.2014823,41246,61020,81529,6
03.2014997,51469,71246,61020,8
04.20141056,82155,81469,71246,6
05.20141119,61881,82155,81469,7
06.20141238,91831,51881,82155,8
07.20141345,72146,51831,51881,8
08.20141305,22246,22146,51831,5
09.20141256,22047,82246,22146,5
10.20141386,72004,12047,82246,2
11.20141251,01816,02004,12047,8
12.20141383,81935,61816,02004,1
01.20151388,71054,11935,61816,0
02.20151008,91530,31054,11935,6
03.20151234,11792,21530,31054,1
04.20151187,91992,51792,21530,3
05.20151286,41800,31992,51792,2
06.20151334,42211,91800,31992,5
07.20151300,12177,42211,91800,3
08.20151265,42167,22177,42211,9
09.20151295,12179,42167,22177,4
10.20151362,72050,92179,42167,2
11.20151344,31642,92050,92179,4
12.20151257,42173,21642,92050,9

Расчет коэффициентов корреляции
 Продажи бренда Х, 1000 литров, отгрузки производителяПродажи бренда Х, 1000 литров, отгрузки производителя, сдвиг +1Продажи бренда Х, 1000 литров, отгрузки производителя, сдвиг +2
Коэффициент корреляции между данными ритейл-аудита и0,540,780,62

      В данном примере наиболее высокая корреляция (или линейная зависимость) существует между данными ритейл-аудита и отгрузками производителя с лагом в один месяц (коэффициент корреляции 0,78). То, что корреляция (или линейная зависимость) высока, очевидно и визуально на графике:
кореляция в анализе покрытия
      Если коэффициент корреляции между данными ритейл-аудита и данными отгрузок после исключения влияния задержки отражения отгрузок производителя близок к 1, то ничто не мешает вам сравнивать данные период к периоду. Однако, если вам не удается однозначно определить период задержки в отгрузках, то проводить сравнение лучше на сглаженных данных, самый распространённый метод, это сравнение МАТ (Moving Annual Total) данных или это может быть 12/8/6/итд месячная скользящая средняя.
      Пример с МАТ:
MAT
      О чем говорит слишком высокий уровень покрытия. Например, если он выше 100% и у вас нет информации о подделках вашей продукции, отсутствует информация о значительном сером импорте, то тогда это вопрос к качеству данных ритейл-аудита.
      В тоже время, если уровень покрытия слишком низкий (например, ниже 30-40%), то для вас теряется какая-либо практическая ценность ритейл аудита. Вы понимаете, что вы не видите большую часть вашего бизнеса и выводы, которые вы сделаете по малой части бизнеса могут вступить в противоречие с этой большей невидимой частью.
      Но, самое главное, это динамика уровня покрытия, если она стабильна (как на приведенном примере), то все хорошо и с высокой долей вероятности вы можете доверять трендам ваших продаж, доли итд. Однако, если ваше покрытие сильно растет или падает и нет для этого очевидных причин (изменения доли каналов не покрываемых ритейл-аудитом, рост серого импорта итд), то надо искать причины и учитывать результаты анализа покрытия при анализе данных ритейл-аудита.
      Иногда анализ покрытия делается агентством в рамках шипмент пула (shipment pool). Когда несколько производителей предоставляют агентству данные и оно может рассчитать уровень покрытия для каждого игрока, так и для категории. Если shipment pool открытый, то каждый производитель получает информацию об уровне покрытия каждого участника shipment pool и категории, если shipment pool закрытый, то только о продаже своих продуктов и категории в целом.